- Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия
- Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле
- Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время
- Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время
- Попал в ДТП на рабочей машине, кто будет возмещать ущерб?
- Ответственность за ДТП в рабочее время
- Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения
- Удержание суммы ущерба
- Оплата больничного
- Попал в дтп на рабочей машине
- Попал в ДТП на рабочей машине в рабочее время: ответственность
- Видео, попал в ДТП на рабочей машине
- Дтп на служебном автомобиле
- Дтп на служебной машине, кто возмещает ущерб
- Дтп на служебной машине и страхование авто
- Некоторые юридические аспекты ситуации
- Вред, причиненный происшествием на дороге
- Привлечение виновного лица к ответственности
- Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон
- Дтп на служебном автомобиле когда работник заплатит за ремонт
- Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
- Работника оштрафовали за нарушение ПДД
- Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?
- С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
- Ответственность работодателя за ДТП работника
- Основания для компенсации вреда в зависимости от вида договора
- Ответчики в зависимости от права собственности
- Особенности нарушений водителей вне исполнения обязанностей
- Погашение материального убытка
- Перепредъявление размера иска работнику
- Нормы законодательства, определяющие порядок взыскания
- Пошаговая процедура получения работодателем компенсации
- Возможные ошибки при определении ответственности
Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия
У большинства компаний есть служебный автомобиль, который использует специальный водитель или один из их сотрудников для выполнения своих обязанностей. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от попадания в аварию, ведь эту аварию спрогнозировать практически невозможно.
Порядок действий после ДТП в служебном автомобиле существенно отличается от обычного.
Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле
Дорожно-транспортные происшествия происходят каждый день, в большинстве случаев с участием автомобилей компании.
Автомобилист, управляющий рабочим транспортным средством, должен знать, что согласно законодательству к таким участникам ДТП предъявляются особые требования.
Действия водителя, попавшего в дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий автомобилистов на собственных автомобилях.
- Сначала водитель должен остановить автомобиль, выключить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от автомобиля.
- Кроме того, водитель должен убедиться, что в результате аварии нет пострадавших. Если они есть, необходимо оказать им первую помощь, чтобы поддержать жизнь пострадавшего до приезда скорой помощи.
Если у водителя нет навыков оказания первой помощи, он может спросить очевидцев аварии. - В ожидании прибытия представителей экстренных служб водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить повреждения, возникшие в результате ДТП. Все обнаруженные царапины, вмятины и зазубрины необходимо фиксировать на фото или видеокамеру.
Также желательно сфотографировать следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии, и положение автомобиля относительно неподвижных объектов (светофоров). - Перед приездом ГИБДД необходимо заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.
Кроме того, работник, попавший в аварию, должен сообщить о происшествии своему начальнику, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.
Блокировка рекламы:
По прибытии в пост ГИБДД автомобилист должен соблюдать некоторые правила:
- При составлении протокола водитель не обязан признавать свою личную вину в аварии на служебном автомобиле.
- Дорожная полиция должна рассказать о ситуации именно такой, какой ее видел водитель. После рассказа нужно убедиться, что инспектор записал все, что произошло, именно так, как сказал сотрудник.
- Перед тем, как подписать документ, водитель должен убедиться, что все записано правильно. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые впоследствии могут повлиять на ход разбирательства.
- После того, как диспетчеры заполнили все необходимые документы, работник должен получить его копии, чтобы в будущем передать их своему непосредственному работодателю.
Кроме того, автомобилисту необходимо уточнить адрес ГИБДД, где он может получить недостающие документы для страховой компании. - Если при проверке документов, оформленных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен сообщить о неточностях и ошибках. Если инспектор обнаруживает, что он вносит изменения, водитель должен отметить это в протоколе рядом со своей подписью.
Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время
Если автомобилист попал в аварию без страхового полиса или если его не исключили из этого полиса, ему придется взять на себя дополнительные обязанности.
Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях владелец транспортного средства несет ответственность за неправильное исполнение закона о страховании.
Следовательно, в случае официального транспорта, юридическое лицо позаботится о страховой компании и возместит потерпевшим ущерб. Водитель, попавший в дорожно-транспортное происшествие, в процессе не участвует.
Примечание
Однако доля ответственности ложится на водителя, который управлял служебным автомобилем во время аварии. Если в ходе разбирательства будет установлено, что виновником аварии стало именно это лицо, ремонт служебного автомобиля будет производиться за его счет или из его месячной заработной платы.
Работодатель вправе привлечь к ответственности виновного, управляющего служебным автомобилем, в соответствии с требованиями локальных нормативных актов.
Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не явились причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не вправе привлечь его к какой-либо ответственности.
Стоит помнить, что ответственность за отсутствие страхового полиса или другие действия, совершенные автомобилистом, переходит к юридическому лицу только в том случае, если авария произошла в рабочее время, когда автомобилист-сотрудник компании фактически выполнил свои служебные функции.
Если водитель управлял служебным автомобилем в нерабочее время, последствия аварии будут другими.
Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время
Если в рабочее время автомобилист попал в аварию на служебном автомобиле, ситуация просто разрешается. Все судебные разбирательства ведет юридическое лицо, владелец транспортного средства.
Однако это возможно только в том случае, если сотрудник управлял автомобилем во время фактического выполнения своих должностных обязанностей.
В противном случае, если водитель управлял автомобилем в нерабочее время, несмотря на разрешение своего прямого работодателя, он должен будет нести полную ответственность за совершенное действие.
Разумеется, по закону компания, владеющая автомобилем, берет на себя ответственность за машину, ставшую причиной дорожно-транспортного происшествия. Однако в случае, если виновник ДТП управлял транспортным средством в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право предъявить ему иск о повреждении автомобиля.
В этом случае водителю необходимо:
- Возместить в полном объеме все убытки, понесенные работодателем.
- По требованию руководства организации возместить причиненный моральный ущерб.
Каждый автомобиль, принадлежащий компании, выполняет определенные функции. Поэтому, если автомобиль не используется в течение определенного периода времени, компания несет убытки.
В этом случае законодатель полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить от сотрудника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).
Попал в ДТП на рабочей машине, кто будет возмещать ущерб?
5/5 (4)
Если авария уже произошла, не паникуйте. В этих случаях очень важны четкие действия с первого момента.
Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:
Внимание! Наши квалифицированные юристы бесплатно и круглосуточно помогут решить любую проблему. Узнайте больше здесь.
Ответственность за ДТП в рабочее время
Вопрос о собственности или владении автомобилем не делает его менее опасным. А последствия ДТП не всегда несет водитель, если машина служебная.
Если автомобиль попал в аварию, когда водитель выполнял свою работу — профессиональные обязанности, — тогда вина, если они будут доказаны, будет возложена на организацию, которой она принадлежит. Последний определяется в соответствии со ст. 1068 ГК РФ.
В соответствии с этим правилом, физическое или юридическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный его транспортным средством, когда водитель выполнял свои служебные обязанности.
Если автомобиль и ответственность организации застрахованы по закону, ущерб будет возмещен:
Ремонт поврежденного автомобиля осуществляется за счет страховой компании, в которой застрахован виновник ДТП. Если у него нет полиса ОСАГО, он обязан оплатить ремонт за свой счет.
Обратите внимание, что! В случае установления вины водителя служебного автомобиля или недостаточности страховых средств ему может быть взыскана остаточная стоимость ремонта или возмещение ущерба.
Учитываются ситуации, когда водитель использовал транспортное средство в личных целях в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием накладной, если груз перевозился, то сопроводительных документов на него.
В этом случае события могут разворачиваться по трем направлениям:
Данная норма исходит из смысла статьи 243 ТК РФ, которая устанавливает, что материальная ответственность за весь причиненный ущерб возлагается на работника в следующих случаях:
Кроме того, ремонт служебных автомобилей также будет поручен водителю, который воспользовался им в нерабочее время и стал причиной аварии. Сотрудник также будет нести ответственность за судебные издержки, понесенные организацией, и компенсацию морального вреда.
Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения
Если авария произошла на служебном автомобиле, штрафы могут быть применены к водителю, который является сотрудником организации (предпринимателя). Работник может быть лишен водительских прав за совершение ряда виновных действий.
В этом случае сотрудник (водитель) не сможет выполнять задачи, составляющие его должностную функцию, для которой он был принят, и бухгалтер задается вопросом, как оформить этот факт и взимать ли какие-либо комиссионные в пользу сотрудник (например, выплаты из расчета средней заработной платы).
Обращаем ваше внимание, что данный раздел касается именно лишения водителя права управления транспортным средством, которое осуществляется судом. Если лицензия была отозвана вместе с выдачей временных водительских прав, водитель может продолжать выполнять свои должностные обязанности до окончательного разрешения дела.
Алгоритм действий работодателя в указанной ситуации (лишение водительских прав по решению суда) должен быть следующим. Сотруднику сначала следует предложить временный перевод на другую должность. Работодатель не вправе оформить трансфер без согласия водителя (п.2 ст. 72 ТК РФ).
Важный
Если водитель принимает трансфер, необходимо оформить заказ по форме № Т-5 (утвержден приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевод работника на другую должность (работу) на время лишения водительских прав.
Оплата труда в этом случае осуществляется в соответствии с выполненной работой.
Законодательство не требует сохранения прежнего заработка водителя. То есть с согласия работника он может быть переведен на более низкооплачиваемую должность (работу).
Новое вознаграждение (размер вознаграждения за новую работу) должно быть указано в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое должно быть составлено, поскольку перевод влияет на существенные условия трудового договора.
При временном переводе, как и при постоянном, испытательного срока нет. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой возможно установление испытательного срока при заключении трудового договора с целью проверки выполнения работником возложенной на него работы.
При временном переводе никаких записей в трудовой книжке об этом не делается. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил сохранности и сохранности трудовых книжек, создания бланков трудовых книжек и их выдачи работодателям (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 п. 225), согласно которому информация о переводе на другую постоянную работу заносится в трудовую книжку.
Если в организации (предпринимателе) вакансий нет или они не подходят работнику по состоянию здоровья, либо работник не принимает перевод, дальнейшая процедура зависит от срока лишения водительских прав:
В первом случае должно быть оформлено отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). В этом случае работодатель должен оформить заказ в производной форме. На наш взгляд, до вступления в силу решения суда о лишении права управления транспортным средством приостановить действие невозможно. Это связано с тем, что гражданин может оспорить рассматриваемое решение.
Напоминаем, что время отсутствия работника на работе без уважительной причины, в том числе в результате его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в период отпуска не засчитывается.
За период отстранения от работы оплата не взимается.
В табеле учета рабочего времени срок отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как NB или 35 (отстранение от работы (лишение права работы) по причинам, предусмотренным законодательством).
Совет
Если водитель лишен водительских прав более двух месяцев и нет возможности предложить ему другую работу, работодатель может подать заявление об увольнении. В этом случае выдается приказ (форма № Т-8, утв.
приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. 1) на основании пункта 9 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работник в данной ситуации не имеет права на выходное пособие, но необходимо рассчитать и выплатить ему (при необходимости) надбавку за неиспользованный отпуск.
Чтобы застраховаться от любых споров с уволенным сотрудником, у вас должно быть письменное подтверждение того, что он или она отказались от предложенных вакансий (например, заявление сотрудника) или что на момент увольнения не было вакансий (например, стол персонала).
важно отметить, что в случаях, когда водитель лишен права управлять транспортным средством более года, работодатель может столкнуться с дополнительными трудностями. Предположим, сотрудник соглашается быть временно переведен на другую работу на время действия его водительских прав. В соответствии с положениями статьи 72.
2 ТК РФ, возможен перевод работника временно на срок не более одного года (за исключением случая, когда перевод необходим для замены временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнение работника, если у работодателя есть вакансия, на которую работник соглашается, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения в суде.
Делать временный перевод больше года не стоит.
Поэтому самым безопасным вариантом будет оформление постоянного перевода. Переоформление временного перевода сроком на один год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. Согласно статье 72.2.
ТК РФ, если по окончании периода перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) работнику не была предоставлена прежняя работа, и он не потребовал ее предоставления, и продолжает функционировать, то договоренность о временном характере перевода теряет силу и перевод считается постоянным.
На практике может возникнуть вопрос: а что, если водитель лишился водительских прав в ДТП на своем личном автомобиле и скрывает этот факт от работодателя? Например, несчастный случай произошел, когда сотрудник был в отпуске, затем он взял отпуск по болезни, затем еще один.
важно отметить, что закон не обязывает водителя (работника) предъявлять водительские права в течение срока действия трудового договора по требованию работодателя.
Примечание
При этом, если работодателю стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения вышеуказанных процедур, водитель также может быть уволен во время отпуска или больничного листа.
Дело в том, что ограничения на увольнение работника в период отсутствия на работе в связи с отпуском или болезнью установлены действующим законодательством только в связи с увольнением по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права управления транспортным средством является увольнением по обстоятельствам, не зависящим от сторон трудового договора.
Удержание суммы ущерба
Если служебный автомобиль поврежден в результате ДТП, возникает вопрос о необходимости и возможности применения финансовых штрафов к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос об ответственности водителя не возникает.
Во всех остальных случаях важно понимать, что финансовая ответственность водителя возможна только в одном случае: он был признан виновным в ДТП.
Работник должен будет возместить реальный прямой ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и размер ущерба, который был выплачен пострадавшему. Работодатель не имеет права взыскать с водителя доход, который он не получил из-за аварии (упущенная выгода). Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.
Реальный вопрос: можно ли заключить с водителем служебной машины договор о полной ответственности, обязывающей его выплатить компенсацию за ущерб, причиненный в случае аварии?
На этот вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в списке, утверждены. Постановление Минтруда России № 85 от 31.12.2002 г. В этом списке отсутствует должность водителя.
Однако напоминаем, что если ответственность за аварию несет водитель, то он должен возместить материальный ущерб в полном объеме и без дополнительного соглашения о полной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
По распоряжению работодателя с работника может взиматься сумма, не превышающая его среднемесячную заработную плату (ст. 241 ТК РФ). Если размер ущерба превышает вашу среднемесячную заработную плату, размер ущерба может быть взыскан на основании договора с работником о добровольном возмещении убытков или решения суда.
Важный
Как рассчитать размер среднемесячного заработка, законодательство не говорит. Существует только одна процедура расчета средней дневной (почасовой) заработной платы. Это утвержденная ситуация. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. 922.
Рекомендуется использовать его в этой ситуации и рассчитывать среднемесячную заработную плату путем умножения средней дневной заработной платы на количество рабочих дней в месяце, в котором произошел несчастный случай, или умножения средней почасовой оплаты труда на количество отработанных часов в данный месяц.
Если отчисления производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Вы не можете удерживать более 20% своей зарплаты. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний должен исчисляться исходя из дохода, причитающегося работнику. Поэтому перед расчетом стандартных «20%» необходимо уменьшить размер заработка по НДФЛ.
Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в ДТП сотруднику-водителю с учетом обстоятельств ДТП (ст. 240 ТК РФ).
Оплата больничного
Если работник, получивший травму, подает отпуск по болезни в бухгалтерию работодателя, ему должно быть начислено пособие по временной нетрудоспособности.
В тех случаях, когда травма серьезная и работник долго выздоравливает, у специалистов могут возникнуть вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе на несколько месяцев).
Как правило, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, исчисляется с первого дня болезни до выздоровления работника. Или до тех пор, пока комиссия медико-социальных экспертов не закрепит за ним группу инвалидов. Это определено статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).
Попал в дтп на рабочей машине
Развитие автомобильной промышленности привело к настоящему прорыву в экономической деятельности. Так получилось, что рост количества автомобилей пришелся на эпоху активного экономического развития, что положительно сказалось на общем развитии человечества.
Только сейчас, с ростом количества машин на дорогах, увеличилось и количество аварий. Многие водители ездят на служебных автомобилях. Ниже описано, с чем им приходится иметь дело в чрезвычайной ситуации.
Опасные дорожно-транспортные происшествия стоят на повестке дня давно. Когда человечество вступило в новую эру развития транспортных технологий, количество автомобилей резко возросло, и, как следствие, количество дорожно-транспортных происшествий также увеличилось.
Чаще всего ситуация складывается так, что водитель управляет служебным автомобилем. Стоит изучить, какие требования законодательство предъявляет к таким гражданам.
В принципе, последовательность действий при ДТП на работе такая же, как и у водителей собственного транспорта.
- Вначале нужно заглушить двигатель и заглушить. После выхода из автомобиля в 15 м от него необходимо поставить знак аварийной остановки.
- Далее нужно убедиться, что в аварии нет пострадавших. Если они есть, нужно как можно скорее оказать необходимую помощь и немедленно вызвать скорую помощь. Если у вас нет навыков для оказания помощи, лучше спросить очевидцев.
- Внимательно посмотрите на все повреждения, которые ваш автомобиль получил в результате аварии.
- Запишите место крушения на фото или видеокамеру. Сфотографируйте все повреждения, автомобильные следы на дороге и транспортную инфраструктуру (светофоры, установленные вывески), расположенную рядом с местом столкновения.
- Получите поддержку очевидцев происшествия. Запишите их контакты и убедитесь, что они готовы дать показания в случае необходимости.
Важно! Постарайтесь как можно скорее найти очевидцев аварии. Помните, что никто из свидетелей не станет ждать эпилога и заниматься своими делами.
Выполнив все эти действия, нужно вызвать сотрудников ГАИ и дождаться их приезда. Кроме того, будет не лишним сообщить об аварийной ситуации вашему руководству. Это необходимо, чтобы начальник обратился в страховую компанию.
Как только вы дождетесь приезда ГАИ, что часто занимает много времени, запомните основные правила:
- Ни в коем случае не спешите признавать личную вину. Даже если возникнет ситуация «Попал в аварию на исправной машине — виноват», не спешите признавать это, ведь вполне возможно, что в вашем случае совпали многие факторы, например, отсутствие дорожной разметки, пробки неработающий свет и неосторожность второго участника аварии.
- Внимательно опишите свой взгляд на ситуацию агентам. Убедитесь, что они зафиксировали ваше видение.
- Внимательно прочтите документ, прежде чем что-либо подписывать. Очень часто инспекторы ГИБДД специально добавляют в текст протокола какие-то условия, которые в дальнейшем могут повлиять на дело не в вашу пользу.
- Не забудьте достать все документы, которые необходимо оформить инспекторам ГИБДД, и указать адрес ближайшего отделения полиции. Вот где можно получить все недостающие документы.
- Не стесняйтесь сообщать инспекторам об ошибках, в том числе грамматических. Очень часто процедура может быть продлена, если в протоколе есть несоответствия или ошибки.
Попал в ДТП на рабочей машине в рабочее время: ответственность
Если водитель без страховки попал в аварию на движущейся машине, ситуация будет осложняться. Однако в соответствии с национальным законодательством всю ответственность несет фактический владелец автомобиля. В случае служебных автомобилей это юридическое лицо.
Определение степени ответственности содержится в ст. 1068 ГК РФ. По правилам этой статьи вся ответственность за внештатную ситуацию ложится на владельца автомобиля. Таким образом, водитель не будет участвовать в дальнейших разбирательствах.
Однако есть определенное наказание для водителя.
Если в суде будет доказано, что причиной аварии стали ваши действия, то за ваш личный счет (или за счет части вашего ежемесячного заработка) автомобиль будет отремонтирован.
Кроме того, юридическое лицо может привлечь к ответственности водителя, который участвовал в аварии, в соответствии с внутренними правилами компании.
Совет
Например, если после страховых выплат часть ущерба не возмещается, работодатель имеет право удержать ее из заработка своего работника, виновного в несчастном случае.
Если по результатам слушания выясняется, что водитель не совершал никаких действий, приведших к аварии, и он лично действует как потерпевшая сторона, судья или судебный орган работодателя не налагают на него санкций.
Однако помните, что для того, чтобы ответственность полностью перешла к владельцу автомобиля (в нашем случае объект бизнеса) необходимо небольшое условие. Это авария по вине водителя, когда он работает и выполняет свои профессиональные обязанности. Если водитель управляет служебным автомобилем в нерабочее время, ситуация будет несколько иной.
Если возникнет ситуация, когда водитель попал в аварию на исправной машине, это не моя вина, то в такой ситуации вопрос решится относительно спокойно. Но только при условии, что во время аварии водитель выполнял обязательные служебные обязанности, то есть управлял автомобилем в рабочее время.
Если водитель сядет за руль своей служебной машины в нерабочее время, даже если у него есть разрешение вышестоящего руководства, он все равно будет обязан нести за это полную ответственность.
При этом нельзя забывать о нормах действующего гражданского права, согласно которым вся ответственность ложится на владельца автомобиля, в нашем случае — на субъект предпринимательства.
Даже если сотрудник получил травму в нерабочее время, никто не освободил его руководство от ответственности, и именно юридическое лицо будет привлечено к суду, и все штрафы и ремонт будут обязательными.
Однако в конкретном случае, когда рабочий день закончился и работник управляет автомобилем, законодательство позволяет работодателю подать в суд на нерадивого работника, повредившего транспортное средство. Согласно этому запросу, виновник ДТП будет обязан возместить определенные убытки в надлежащей мере и, кроме того, по требованию работодателя на водителя будет возложена материальная компенсация.
Это предусмотрено статьей 243 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что любая материальная ответственность должна быть возложена на водителя, если вверенное ему имущество работодателя пострадало в нерабочее время.
Служебный автомобиль выполняет на предприятии определенные функции. А когда она находится в аварийном состоянии и не может выполнять свою работу, организация терпит убытки.
В такой ситуации закон будет действовать на стороне работодателя, позволяя ему привлечь нерадивого работника к дисциплинарной ответственности и взыскать с него конкретный материальный ущерб за простой. Размер компенсации будет рассчитываться исходя из принципа, что она не может превышать двух третей установленной тарифной ставки.
Если водитель во время аварии находился в нетрезвом виде, то, согласно отчету работодателя, в случае управления автомобилем в нерабочее время вся ответственность ложится на него.
Видео, попал в ДТП на рабочей машине
Дтп на служебном автомобиле
Однако очень часто работодатели, а также люди, попавшие в аварию, сталкиваются с проблемой аварии на служебном автомобиле. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавший в аварии человек не знает, к кому обращаться, а работодателя, в свою очередь, интересует порядок взыскания денежных средств, выплаченных в качестве компенсации.
Дтп на служебной машине, кто возмещает ущерб
Согласно закону, компенсацию ущерба, причиненного в результате ДТП, необходимо требовать непосредственно от лица, владеющего транспортным средством, а не от водителя, который управлял автомобилем во время ДТП. То есть истец в таком заявлении, как правило, является жертвой ДТП или его родственниками (наследниками) в случае летального исхода, ответчиком является предприятие, в бюджете которого значится автомобиль.
Работодатель вправе потребовать от нанесшего ему рабочего удара в порядке регресса размер компенсации, выплаченной потерпевшему в результате нарушения. Как это сделать и какой порядок выполнения процедуры нужно соблюдать, читайте далее.
Дтп на служебной машине и страхование авто
Если автомобиль предварительно застрахован, ущерб, причиненный аварией, должен быть покрыт страховой компанией. Возмещению подлежит только сумма, указанная в договоре страхования.
Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле и страховка не покрыла ущерб, работодатель должен возместить оставшуюся часть суммы.
Некоторые юридические аспекты ситуации
Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспортных средств. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-задачи, чаще осуществляются доставки и отгрузки товаров.
Несмотря на множество преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить, что автомобиль является источником опасности и может негативно сказаться на здоровье и жизни окружающих.
Примечание! Не во всех аварийных ситуациях вина кроется в действиях водителя, не соответствующих закону; на практике встречаются случаи, когда причиной аварии стала неисправность автомобиля, наличие поломок, в результате чего человек, управляющий транспортом, не смог самостоятельно справиться с проверкой, и произошла авария. В случае аварии служебного автомобиля компенсация ущерба ложится на плечи компании.
В этом случае необходимо учитывать следующие нюансы:
Вред, причиненный происшествием на дороге
Последствием аварии является нанесение ущерба другим участникам аварии и непосредственно работодателю, чей сотрудник пострадал. Под ущербом, как правило, понимается материальный ущерб, подлежащий возмещению. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля и, в некоторых случаях, на лечение пострадавших в аварии.
Привлечение виновного лица к ответственности
В соответствии с законом ущерб, причиненный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Чтобы привлечь виновного к ответственности, необходимо наличие основных составляющих преступления:
- объект преступления (имущество, которому был причинен ущерб);
- субъект (здоровое физическое лицо с необходимой дееспособностью);
- объективная сторона (противоправное действие — причиненный ущерб — связь между первым и вторым действием и возникшими последствиями);
- субъективная сторона (наличие вины).
В случае аварии, в которой участвовал только один источник наибольшей опасности (автомобиль), не обязательно, чтобы последний был виноват, чтобы привлечь виновных к ответственности и потребовать компенсации. То есть вне зависимости от того, нарушил водитель автомобиля правила дорожного движения или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб не избежать.
Исключением являются следующие случаи, когда:
Если в ДТП попало несколько автомобилей, ответственность и распределение ущерба осуществляется следующим образом:
- в случае повреждения пешехода / пешеходов водители, а в случае служебного автомобиля, работодатели несут солидарную ответственность перед третьими сторонами. При этом, виноваты ли в его совершении участники аварии или нет, значения не имеет;
- ответственность владельцев автомобилей, пострадавших в результате взаимной аварии, устанавливается по наличию или отсутствию их вины, то есть в целом с учетом всех правил и предписаний, относящихся к преступлению. Если ответственность за аварию несут оба водителя и их вина одинакова, убытки должны быть покрыты в равной степени.
Примечание! В последнем случае имеет смысл доказать факт нарушения правил дорожного движения владельцами транспортных средств, попавших в аварию. В качестве доказательства можно использовать протокол ГИБДД, показания свидетелей, поэтому привлечение к делу сотрудников ГИБДД будет очень кстати.
Тоже не больно:
- автономная оценка ущерба при ДТП;
- техническая компетентность в случае аварии.
В случае аварии на служебном автомобиле компания обязана возместить ущерб, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае, суть которых заключается в нарушении правил дорожного движения, нанес ущерб другим участникам дорожного движения l аварии, а также третьим лицам.
Возмещение материального ущерба, причиненного несчастным случаем, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Если в результате несчастного случая причинен вред здоровью или жизни человека (несчастный случай с пострадавшим), данное нарушение автоматически попадает в категорию деяний, предусмотренных уголовным законодательством и, помимо возмещения ущерба убытков, виновному в преступлении грозит уголовная ответственность.
Уголовная ответственность носит индивидуальный характер, поэтому, хотя компенсацию за ущерб несет работодатель, уголовное наказание будет не кем иным, как непосредственным виновником аварии.
Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон
Гражданское право гарантирует право работодателя требовать возмещения суммы компенсации, выплаченной от нарушившего обязательства работника. Если жалоба удовлетворена, работник обязан выплатить запрашиваемые денежные средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, так как выплата компенсаций наносит компании определенные убытки.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Для составления искового заявления, как правило, нужно проконсультироваться с автомобильным юристом, это поможет сэкономить не только время, но и силы.
Дтп на служебном автомобиле когда работник заплатит за ремонт
Ссылка на PDF-версию статьи
Сотрудник может стать виновником аварии на служебном автомобиле. Компания за свой счет отремонтирует не только собственный автомобиль. Он также возместит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их автомобилей. Все эти расходы может взять на себя сотрудник. Подготовьте один из наших четырех аргументов для вынесения приговора. |
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Даже если виновность сотрудника будет доказана, это не значит, что он должен возместить полную стоимость ремонта служебного автомобиля. Как правило, работник возмещает убытки только в размере средней заработной платы. В определенных случаях он возместит все убытки. Например, если несчастный случай произошел во время поездки по личным причинам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Различие между личными и деловыми поездками зависит от их цели. Суд признает командировку служебной, если работник выполнил приказ начальника.
При этом время в пути не так уж важно. Например, поездка после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя суд сочтет ее официальной.
Судебная практика Сотрудник незаконно захватил служебный автомобиль и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания отремонтировала автомобиль за свой счет. Потом попросил взыскать с работника стоимость ремонта. Суд принял заявление. Сотрудник не причинил вреда при исполнении своих служебных обязанностей. Следовательно, он должен возместить полную стоимость ремонта (Апелляционное постановление ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605 / 2015). |
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля во время аварии следующим образом. Заранее просят сотрудника написать заявление на отпуск с открытой датой. В случае аварии дата события указывается в декларации. Оказывается, при исполнении служебных обязанностей работник не причинил вреда.
Суд может раскрыть эту схему в ходе рассмотрения иска сотрудника о возмещении ущерба. Например, на основании показаний свидетелей. Суд также учтет, что работодатель оплачивает отпуск не за три дня до его начала, а после (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В результате компания будет взимать с сотрудника только средний заработок.
Кроме того, суд вправе направить особый приговор начальнику местной инспекции труда (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проверит компанию и оштрафует ее за несвоевременную оплату отпуска.
Примечание
Другие компании подробно рассказывают, как использовать служебный автомобиль в местном акте.
В этом случае предполагается, что все, что выходит за рамки этого описания, будет личным путешествием. Конечно, суды смотрят на реальный характер поездки.
Однако при наличии такого локального акта компаниям будет проще продемонстрировать личный характер поездки в случае возникновения спорных вопросов.
Работника оштрафовали за нарушение ПДД
Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекает его к административной ответственности. Решение о наложении взыскания подтвердит, что происшествие произошло в результате административного правонарушения. И это одна из причин полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?
Если рабочий попадает в аварию во время командировки, работодатель компенсирует потерпевшему. Если авария произошла в личной поездке, сотрудник лично платит пострадавшему.
Работодатель обязан выплатить третьим лицам компенсацию за ущерб, причиненный его работником при исполнении своих служебных обязанностей. Следовательно, если работник становится виновником ДТП, работодатель отремонтирует автомобили потерпевших и возместит им моральный вред (ст. 1068 ГК РФ). Тогда он сможет взыскать с работника убытки в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Это правило не действует, если сотрудник попал в аварию при поездке в служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В этом случае арт. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль).
Закон возлагает обязанность возместить ущерб тем, кто владеет автомобилем. В данном случае это сотрудник. Таким образом, если несчастный случай произошел во время поездки сотрудника в личных целях, пострадавшие в результате аварии возместят ущерб непосредственно от него.
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику должен быть подан в течение одного года с даты выплаты денег потерпевшему. Компания рискует формально проиграть судебный процесс, если будет задержана жалоба.
Часто с момента аварии до договоренности компании с пострадавшими проходит больше года. Необходимо время, чтобы установить размер ущерба для судебного разбирательства. Скорее всего, этим обстоятельством попытается воспользоваться сотрудник компании. Он заявит в суде, что пропустил годичный срок давности по возмещению ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апелляция, что срок давности в этом случае исчисляется не с момента ДТП, а с момента выплаты потерпевшему денег. Именно в этот момент страдает общество. Следовательно, он имеет право регресса против работника.
Закон прямо не предписывает это правило. Заключение о порядке исчисления рецепта вытекает из пп. 3 п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. 52. Поэтому см. Это постановление, если работник заявляет, что опоздал с жалобой.
Судебная практика |
Ответственность работодателя за ДТП работника
Сотрудник, нанятый предприятием в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, выполняет задания в соответствии с договором и должностной инструкцией. Работа, выполняемая в более опасных условиях, может сопровождаться аварийными ситуациями и дорожно-транспортными происшествиями. Повышенный риск возникает у водителей, экспедиторов и других специалистов, работа которых связана с управлением транспортом.
Основания для компенсации вреда в зависимости от вида договора
Ответственность работодателя за ущерб, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей и договора GCP, установлена ст. 1068 ГК РФ. Причинение вреда работнику в результате несчастного случая при исполнении им служебных обязанностей считается виной работодателя.
Кандидат юридических наук, профессор Чепига и др. (Комментарий к Гражданскому кодексу РФ).
В дальнейшем работодатель в порядке апелляции может подать жалобу на работника (ст. 1081 ГК РФ). Срок для получения компенсации от правонарушителя имеет срок давности, в течение которого он исчисляется с даты выплаты работодателем суммы ущерба в случае несчастного случая. Помимо гражданского законодательства, порядок возмещения убытков наемным работникам регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Ответчики в зависимости от права собственности
Предприятия могут использовать собственное и стороннее оборудование. Важным моментом при определении лица, виновного в аварии, является установление права собственности на транспортное средство.
Владелец | Ответчик в заявлении |
Общество | При использовании собственных средств (переданных в управление или хозяйственное управление) предприятия работодатель выступает в качестве ответчика |
Работник | Сотрудник, если личный автомобиль используется в качестве служебного |
Аренда оборудования от компании | Арендодатель, предоставивший транспорт, с последующим предъявлением требований арендатору |
Особенности нарушений водителей вне исполнения обязанностей
Чтобы определить виновного в аварии, необходимо будет точно установить, когда авария произошла — в рабочее или личное время. Работодатель несет ответственность за действия работника в период его смены. При выполнении функций режим работы должен быть оформлен соответствующими документами:
У рабочих должен быть хорошо организованный план размещения транспортного средства после окончания рабочей смены.
Местом хранения может быть склад, площадка на территории предприятия или платная парковка, указанная работодателем. Вне старта на трассе, по рекомендации руководителя, человек не должен использовать технику.
Между сторонами должно быть согласовано расписание использования личных транспортных средств в качестве грузовых автомобилей.
Погашение материального убытка
При использовании транспортного средства работодатель обязан оформить полис ОСАГО.
В случае повреждения в результате претензии страховая компания возмещает сумму, если обстоятельства нарушения договора не доказаны.
Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется. При определении размера ущерба в размере, превышающем причиненный ущерб, разница покрывается предприятием (виновником).
Работодатель освобождается от материальной ответственности:
Пример возникновения условий, освобождающих работодателя от ответственности
Диспетчер водителя Р ООО «Полет» выполняет функции, предусмотренные трудовым договором. На момент аварии сотрудник не выполнил свои обязанности, он скрылся с места происшествия.
По результатам проверки документов, материалов дела судебный орган признал полную ответственность лица за ущерб, причиненный в результате ДТП.
Страховая компания не возместила ущерб из-за нарушения условий договора.
Перепредъявление размера иска работнику
В случае нанесения ущерба работодателю работник обязан его возместить. Согласно ст. 238 ТК РФ возмещению подлежит прямой реальный ущерб, что означает уменьшение имущества или его состояния, необходимость расходования средств на приобретение имущества, ремонт или возмещение ущерба третьим лицам.
Наряду с возмещением ограниченных убытков на сотрудника может быть возложена полная материальная ответственность лица (MOL), вытекающая из условия:
Полная компенсация работодателю убытков (выше среднемесячной заработной платы) может быть установлена по решению суда или иного органа, имеющего право наложения административного штрафа. Если покрытие убытков установлено в судебном порядке, работник имеет возможность уменьшить сумму, представив доказательства тяжелого финансового положения, наличия иждивенцев.
Нормы законодательства, определяющие порядок взыскания
Убыток для работодателя основан на рыночных ценах, действующих в регионе на дату аварии. Сумма не должна быть меньше остаточной стоимости имущества, определенной бухгалтерским учетом. Законодательство четко определяет порядок взыскания с работников, причинивших убытки.
Порядок возмещения ущерба | Статья ТК РФ |
Взыскание с работника сумм в пределах средней заработной платы | Изобразительное искусство. 241 |
Возмещение полного материального ущерба | Изобразительное искусство. 242 |
Основания, на которых может быть взыскан весь материальный ущерб | Изобразительное искусство. 243 |
Срок подачи заявлений работодателем (устанавливается в течение одного месяца со дня определения размера причиненного ущерба) | Изобразительное искусство. 248 |
Размер взыскания с работника может равняться среднемесячной заработной плате или всей компенсации, если есть договоренность о MOL. Сумма удерживается из выплат физическому лицу, выплачивается работником на добровольной основе единовременным платежом в кассу или по согласованию с менеджером частями.
Пошаговая процедура получения работодателем компенсации
Работодатель должен задокументировать процедуру компенсации.
Операции | Описание |
Документ ГИБДД | у вас должен быть отчет о дорожно-транспортном происшествии |
Получите объяснения от виновного | Сотрудник обязан дать объяснения по поводу происшествия. При отказе от объяснений составляется акт |
Оценка автомобиля | В случае повреждения транспорта предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов или заказать независимую оценку |
Работодатель приказывает удержать сумму | Если размер ущерба покрывается средним доходом правонарушителя, удержание производится на основании приказа начальника. Срок размещения заказа ограничен месячным периодом |
Обращение в судебный орган | Если вы укажете размер оценки незастрахованного убытка и среднемесячную зарплату сотрудника, вы должны обратиться в суд. Взыскание с физических лиц происходит на основании решения судебного органа. Срок подачи претензии составляет 1 год |
Взыскание в суде осуществляется на основании выданного исполнительного листа, исполнение которого осуществляется с участием судебных приставов. Точно так же убытки покрывает лицо, уволенное с позиции повышенного риска. Если компания ликвидируется в течение срока исковой давности, удерживаемый налог не взимается.
Возможные ошибки при определении ответственности
При определении ответственности предприятия после аварии необходимо избегать ошибок, возникающих при отсутствии:
Чтобы уменьшить ответственность работодателя и компенсировать убытки от регресса, требуется тщательный учет трудовых отношений.
Вопрос № 1. Может ли работодатель уволить человека, получившего травму?
Работодатель может уволить лицо, причинившее убытки в связи с несчастным случаем, если комиссия, созданная на предприятии для оценки результата, подтвердит ненадлежащее выполнение работником своих функций. Увольнение — одна из форм дисциплинарной ответственности.
Вопрос № 2. Как определяется обвиняемый в ДТП с участием служебного автомобиля, если виновник не может быть установлен?
В судебном разбирательстве в качестве ответчика выступает работодатель, являющийся владельцем транспортного средства, попавшего в аварию.
Оцените качество статьи. Ваше мнение важно для нас: