Электрооборудование авто: базовое, диагностика, схема и установка

Содержание
  1. Электрооборудование автомобилей
  2. Схема электрооборудования
  3. Неисправности электрооборудования автомобиля
  4. Диагностика электрооборудования
  5. Ремонт электрооборудования автомобиля
  6. Электрооборудование автомобилей ВАЗ
  7. Типичные неисправности в электрооборудовании ВАЗ
  8. Компьютерная диагностика автоэлектрики своими руками
  9. Что делать?
  10. Дополнительные электронные устройства
  11. Автодоктор
  12. Софты для диагностики
  13. Популярные приборы для электродиагностики
  14. Заключение
  15. Система электрооборудования автомобиля
  16. Диагностика автомобилей | АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ
  17. Устройство автомобилей
  18. Техническое обслуживание бортовой сети автомобиля
  19. Главная страница
  20. Специальности
  21. Учебные дисциплины
  22. Олимпиады и тесты
  23. Диагностика электрооборудования автомобиля
  24. Советы специалистов, как самому быстро и правильно сделать диагностику автомобиля
  25. Способы проведения самостоятельной проверки
  26. Как происходит проверка?
  27. Заключение
  28. Фотогалерея
  29. Видео «Самостоятельная диагностика автомобиля»

Электрооборудование автомобилей

Электрооборудование автомобиля: базовое, диагностика, схема и установка

Электрооборудование в «жизни» любого автомобиля имеет огромное значение: без него машина даже не могла бы двигаться.

С помощью электричества запускается двигатель, от электричества питаются осветительные приборы, моторы стеклоочистителя и печки, а также система зажигания ДВС. Любое дополнительное оборудование автомобиля также работает с электричеством: магнитола, прикуриватель, сигнализация, мультимедийная система.

Схема электрооборудования

В современных легковых автомобилях используется постоянное напряжение 12 вольт, в электрических цепях для грузовых автомобилей напряжение составляет 24 В. Следует отметить, что одно время легковые автомобили работали с напряжением 6 В, но из-за ненадежности в работе. В середине XX века от таких электрических схем отказались.

Стандартная схема подключения включает:

  • аккумуляторная батарея, нужна для запуска двигателя и без нее машина не заведется;
  • замок зажигания. От замка питание подается на стартер и сам запуск осуществляется поворотом ключа в крайнее правое положение (по часовой стрелке);
  • стартер, это устройство стартера — при повороте ключа зажигания бендикс стартера входит в зацепление с маховиком двигателя, двигатель начинает вращаться;
  • генератор — это устройство, вырабатывающее электрический ток. Все потребители получают энергию от генератора (фары и фары, различные устройства, моторы, дополнительное оборудование), кроме того, им подзаряжается аккумулятор;
  • освещение автомобиля — фары, задние фонари, плафоны салона, моторного отсека, багажника;
  • система зажигания двигателя, которая на современных автомобилях состоит из блока управления и различных датчиков;
  • электропроводка, соединяющая элементы электрооборудования.
  • Также в электросхеме автомобиля присутствуют реле разного типа, датчики, приборная панель, блок коммутации с предохранителями, электродвигатели отопителя и стеклоочистителей. В машинах с богатым набором также можно установить:

  • электрические стеклоподъемники;
  • кондиционер;
  • мультимедиа;
  • подогреватель;
  • сиденья с электроподогревом.
  • Неисправности электрооборудования автомобиля

    В электрооборудовании автомобиля могут возникать различные неисправности, а может выйти из строя любой элемент схемы. Говоря о неисправностях, следует начать с одного из важнейших элементов — аккумуляторной батареи (аккумулятора).

    Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок по два вольта каждая; со временем аккумулятор теряет емкость и перестает заряжаться.

    Аккумулятор приходит в негодность из-за крошения посуды в счетчиках, сбои в работе аккумулятора возникают по нескольким причинам:

  • происходит естественное старение аккумулятора;
  • аккумулятор часто работает при повышенных нагрузках и поэтому «сидит» постоянно»;
  • недостаточный уровень в банках или не поддерживается необходимая плотность электролита;
  • в корпусе есть трещины, через которые выходит электролит.
  • Проблемы с электричеством часто возникают из-за неисправного генератора, который также является очень важным компонентом автомобиля. В генераторе есть две основные неисправности;

  • несущий шум;
  • потеря заряда.
  • Если заряд потерян или слабый, автомобиль работает только от аккумулятора. Когда ресурс батареи истощается, батарея разряжается, и, поскольку она не получает заряд от генератора, потребители остаются без необходимой им электроэнергии, в результате:

  • двигатель не запускается;
  • не работают освещение, моторчик печки, магнитола и тд.
  • В большой степени состояние стартера также влияет на работу автомобиля: при неработающем стартовом устройстве машину можно запустить только буксиром или толкателем, что крайне неудобно.

    Еще из частых и очень неприятных проблем с оборудованием можно отметить:

  • замыкание электрических кабелей на массу или между ними;
  • потеря контактов в вилках;
  • оборванные нити.
  • Конечно, сбои в работе любого потребителя доставляют массу хлопот автовладельцам, но какое-то время еще можно ездить с некоторыми неисправностями, например, с неработающим кондиционером или магнитолой. В дальнейшем ремонт еще нужно делать, и избежать этого никак — неисправности в электрооборудовании автомобиля необходимо устранять.

    Диагностика электрооборудования

    Прежде чем приступить к ремонту электрооборудования, необходимо выяснить причины неисправности. Находят поломку с помощью диагностики, для выяснения причины используют различные инструменты и оборудование:

  • мультиметры, вольтметры, омметры;
  • стенды для проверки генераторов или стартеров;
  • сканеры для компьютерной диагностики двигателей или автоматических трансмиссий.
  • При диагностике АКБ плотность электролита в банках проверяется ареометром, с помощью розетки нагрузки выясняется, способна ли АКБ работать под нагрузкой.

    Диагностика электрооборудования — задача не из легких, зачастую электрику гораздо сложнее найти причину неисправности, чем провести сам ремонт.

    Именно поэтому автоэлектрики пользуются большим спросом и за их работу взимается почасовая оплата.

    Ремонт электрооборудования автомобиля

    При ремонте электрооборудования существует множество различных нюансов, поэтому во многих случаях без квалифицированных автоэлектриков не обойтись. Конечно, многие водители могут сами отремонтировать стартер или генератор, отремонтировать аккумулятор, но иногда даже достаточно опытный мастер не может разобраться в разводке с большим количеством электронных компонентов.

    Диагностировать двигатель тоже непросто. На сегодняшний день практически нет таких автомобилей, в которых система зажигания не управлялась бы электронным блоком.

    Для выяснения причины неисправности используются специальные автомобильные сканеры или к бортовой системе автомобиля подключается ноутбук. На мониторе диагностического прибора отображаются ошибки, которые есть в электрической цепи, на экране отображаются различные параметры.

    Ремонт в системе зажигания сводится к замене датчиков, сбросу контактов в проводах или замене самой проводки.

    Электрооборудование автомобилей ВАЗ

    Для таких автомобилей как ВАЗ-классик различных моделей (ВАЗ 2101-07) электрическая схема наиболее простая, особенно для автомобилей с карбюраторными двигателями. Электрооборудование автомобилей ВАЗ-2108-09 (карбюратор) не представляет особой сложности).

    На первых автомобилях ВАЗ 2101-07 установлено электрооборудование с простейшей системой зажигания (СЗ), в которую входят:

  • свеча;
  • кабели высокого напряжения с кабельными наконечниками;
  • распределитель (выключатель-распределитель);
  • катушка зажигания.
  • На аналогичной системе СЗ в выключателе-распределителе установлена ​​контактная группа, а для уменьшения прогорания контактов в схему включен конденсатор. На следующем «Классике» стали использовать бесконтактные СЗ: в схему дополнительно включили выключатель, а в распределителе вместо группы контактов стал контролировать обрыв.

    В последних версиях ВАЗ-классик управление зажиганием осуществляется электронным блоком, в цепи СЗ присутствуют датчики:

  • неактивное движение;
  • положение дроссельной заслонки;
  • положение коленвала;
  • массовый расход воздуха.
  • На карбюраторе ВАЗ 2108-09 также применялся простой СЗ, но уже с первых версий машин в схему были включены выключатель и распределитель с датчиком Холла.

    Электросхема автомобилей ВАЗ также содержит генератор, стартер, выключатель зажигания, электропроводку, блок предохранителей и другие элементы.

    В современных автомобилях ВАЗ, таких как Шевроле Нива, Лада Калина, Ларгус, Приора, Грант, Датсун Ми-До или On-Do, используется система зажигания с электронным блоком управления, но в целом электрическая схема этих автомобилей от старые модели в принципе ничем не отличаются.

    Типичные неисправности в электрооборудовании ВАЗ

    Каждая модель автомобиля имеет характерные недостатки, которые встречаются чаще.

    Например, в системах зажигания с трамблером на автомобилях ВАЗ часто выходят из строя выключатели напряжения, перегреваются катушки зажигания.

    Примечание

    На более современных переднеприводных ВАЗах часто выходят из строя различные датчики (ДМРВ, датчик скорости, распредвала, положения дроссельной заслонки).

    Генераторы не особо надежны: подшипники довольно быстро начинают шуметь, заряд уходит. Причина выхода из строя подшипников — низкое качество самих деталей, особенно если они не оригинального производства. Генератор также может издавать шум по следующим причинам:

  • чрезмерно затянуть натяжной ремень;
  • шкив генератора погнулся.
  • Чаще пропадает заряд при выходе из строя реле-регулятора, тем реже обмотка статора или ротора ответственна за отказ, да и щетки генератора тоже можно снести.

    Самая частая причина выхода из строя стартера — неисправный бендикс.

    Также отказывается работать стартер из-за неисправного реле втягивающего, якоря (ротора), износа щеток в муфте в сборе.

    Если одновременно выходят из строя две-три дорогие детали стартера (например, ротор и обмотка статора), иногда разумнее поменять всю сборку целиком, то есть купить новый стартер.

    На многих ВАЗах часто возникают замыкания и обрывы электропроводки, окисляются вилки и контакты. Авто тольяттинского производства нужно ремонтировать чаще, чем иномарки, но у ВАЗов есть большое преимущество: ремонт и запчасти дешевы, да и сама работа не представляет особой сложности.

    Компьютерная диагностика автоэлектрики своими руками

    Электрооборудование автомобиля: базовое, диагностика, схема и установка

    От проблем ничего не застраховано, в том числе и автомобиль. У этой техники много болезней.
    Некоторые из них сразу привлекают внимание, другие, как рак, постепенно пожирают. Живи, живи и вдруг бац — вот и все. Именно это происходит с электрической системой автомобиля.

     По непонятным причинам могло показаться, что ключ зажигания не работает — стартер не запускается. Все контрольные лампы погасли. Фары погасли. Ночью, вечером. Прямо на трассе. В потоке другие авто. Этот список можно продолжить. Но тревожный звонок уже прозвучал.

     нужен радикальный шаг: диагностика автоэлектрики.

    Что делать?

    Первое, что сразу приходит в голову — это заправка. Кажется, все они все знают. Мешают два обстоятельства:

    1.  Деньги (которых всегда мало);
    2. Отсутствие рядом АЗС.

    Вывод в критической ситуации однозначный — решать проблему придется самостоятельно. Как именно? Можно использовать «по старинке.

    Для диагностики и ремонта автоэлектрики в этом случае потребуется самое простое оборудование:

  • обычные инструменты водителя (кусачки, отвертки, гаечные ключи, плоскогубцы);
  • электроизоляционная лента;
  • зонд с лампочкой;
  • мультиметр для измерения сетевого напряжения, тока и сопротивления;
  • паяльник и пайка (в крайнем случае можно подключить контакты на «скрутки», но это временная мера — так что часть проводки все равно нужно припаять или заменить).
  • Таким образом, вы сможете проверить и, если возможно, восстановить многие важные функции:

  • заряд аккумулятора (добавить электролит, зарядить);
  • предохранители (почистить контакты или поставить новые);
  • реле (замена);
  • датчики (замена);
  • целостность ламп в фарах, поворотниках, стоп-сигналах, габаритах и ​​т д. (проверьте группы контактов или установите новые лампочки);
  • работоспособность стартера и генератора (при необходимости разобрать, проверить мультиметром, заменить неисправные комплектующие);
  • пригодность электрооборудования к вентиляторам охлаждения двигателя и внутреннему отопителю (если проблема не в окислении контактов, а в полной неработоспособности, то вставьте новые электрические детали).
  • Но это все. В современных автомобилях ситуация обычно намного сложнее.

    Дополнительные электронные устройства

    Большинство современных автомобилей, помимо традиционного для автомобилей набора электрических компонентов, также имеют ряд автоматических устройств, которые значительно облегчают маневренное и комфортное вождение. Наиболее распространены:

    1. БРЮШНЫЕ МЫШЦЫ. Антиблокировочная система (далее — англ.). Конструкция: — блок управления (БУ), — датчики частоты вращения на ступицах ведущих колес, — перепускные клапаны тормозной жидкости в магистралях.

      Система обеспечивает защиту тормозов от блокировки в случае торможения на льду или резкого торможения. Принцип действия — чередование тормозных импульсов типа «нажат — отпущен».

    2. 4WS. Рулевое управление — рулевое колесо. Специальные рулевые механизмы в задней подвеске управляют одновременно 4 колесами. Разнонаправленное управление в моменты резких маневров стабилизирует траекторию движения. Повышает устойчивость автомобиля на поворотах. БУ ориентировано на показания датчиков: -скорости,

      — угол поворота колес и руля.

    3. ACC: круиз-контроль активен. Контроль расстояния между участниками дорожного движения с помощью радара. Работает в паре с АБС. При прохождении поворотов на высокой скорости дуэт стабилизирует заднюю ось и отталкивает автомобиль от заноса. Синхронизация обеспечивается настройками в блоках управления.

    Диагностировать эти автомобильные электронные системы слишком сложно для «старомодного» щупа с лампочкой и даже мультиметром. Требуется компьютер. Упростите диагностику в целом, включая относительно простые компоненты.

    Автодоктор

    Вам очень повезло, если вы уже научились общаться с помощью компьютерных технологий. И это действительно здорово, когда ноутбук всегда с вами в пути. Впрочем, смартфона хватит — есть все необходимые опции.

    Когда начать
    Компьютерная диагностика автоэлектрика начинается с «вешалки», как у театра (и всего, что между ними). Вам нужна подготовка: соответствующий реквизит. Включает в себя:

  • разъем OBD-2 в автомобиле (есть во всех современных моделях). Стрелка указывает его положение
  • адаптер «K-Line» с разъемом Obd 2 для подключения в салоне к электронному блоку управления (ЭБУ);
  • кабель с разъемами obd (к переходнику) и usb (к ноутбуку);
  • программы диагностики автомобильных электрических систем («программное обеспечение»);
  • драйверы, активирующие ЭБУ и программное обеспечение компьютера («микросхему»).
  • Цены на переходники и кабели в худшем случае сопоставимы со стоимостью диагностики в автосервисе. Чаще — намного ниже. Адаптер для диагностики и всего остального проще купить в интернет-магазине. В обычных центрах продажи запчастей такие товары встречаются редко.

    Софты для диагностики

    В качестве источника информации по отечественным автомобилям и некоторым иномаркам в основном используются модификации ЭБУ: «Январь», Бош, Ительма. Разница в назначении программ и в моделях контроллеров.

    Поисковые системы:

  • электронное управление двигателем;
  • электроусилитель руля;
  • автоматическая коробка передач;
  • ABS, полный привод, ACC;
  • силовые аксессуары;
  • готовность подушек безопасности;
  • внутренний кондиционер, подогрев сидений и окон;
  • стеклоочиститель;
  • блок включения фар и поворотов;
  • панель управления;
  • датчики и так далее (в зависимости от комплектации модели).
  • Это приложение позволяет установить любую программу на ваш компьютер через адаптер elm327.

    Учетная запись «root», установленная на некоторых типах планшетов (например, Nexus), расширяет диагностические возможности практически для любой мыслимой операции.

    Опция «режим восстановления», также используемая на Nexus, восстанавливает работу ЭБУ в случае неисправности. Также сбросьте ошибки и обновите настройки.

    Популярные приборы для электродиагностики

    Сканер пользуется большим спросом у водителей. В целом он мало чем отличается от ноутбука или смартфона. Функции и возможности в основном такие же. Разница только в оперативной памяти, которая относительно небольшая.

    Так, если вы возьмете не отечественные автомобили, а, например, Mercedes, BMW, Audi или Volkswagen, прибор будет поддерживать диагностику только самых распространенных электронных опций: ABS, 4 WG, Traction Control и т.д.

    А в современных немецких моделях их больше десятка. В этих случаях предпочтительнее использовать ноутбук или ПК.

    Особенности:

  • компактность,
  • быстрое подключение и диагностика,
  • разъем DLS для связи с ПКП.
  • Недостатки:

  • Сканер считывает информацию только из СБУ.
  • Каждой модели контроллера нужен свой сканер.
  • Заключение

    Диагностика электрика — процесс тонкий и сложный. Однако это можно сделать даже без помощи профессионалов. Это меньше хлопот и не требует чрезмерных затрат на оборудование.

    Андрей Гончаров, эксперт секции «Ремонт двигателей»

    Эксперт в разделе «Авторемонт»

    Система электрооборудования автомобиля

    Электрооборудование автомобиля: базовое, диагностика, схема и установка

    Электрооборудование автомобиля — предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.

    Электрооборудование автомобиля:

  • Источники тока;
  • Текущие потребители;
  • Элементы управления;
  • Электрические кабели.
  • Все вышеперечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть автомобиля.

    Электрооборудование автомобиля можно разделить на две части: цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

    Низковольтная цепь обеспечивает электроэнергией потребителей освещения и сигнализации, а также работу пусковой системы.

    Система запуска двигателя обеспечивает первоначальный запуск коленчатого вала и работу двигателя при его запуске. Самый распространенный запуск двигателя — это электрический запуск. В качестве пускателей используются быстроходные двигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно совмещенные с зубчатым приводом. Для быстрого и конструктивного изучения системы запуска двигателя воспользуйтесь схемой системы запуска. 

    Освещение и сигнализация — используются для освещения дороги приборами и индикации размера автомобиля, сигнализируя о выполняемых маневрах.

    Контрольно-измерительные и вспомогательные устройства: они используются для контроля работы и управления системами автомобиля.

    Цепь высокого напряжения используется для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах за счет системы зажигания.

    В электросистеме автомобиля всегда есть источник генерации тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа осуществляется с помощью электрических кабелей.

    Источники тока включают: аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор.

    Аккумуляторная батарея служит для питания потребителей цепи низкого напряжения электрическим током при неработающем двигателе, при работающем двигателе, а также при работе двигателя на малых оборотах.

    Генератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и питания всех устройств электричеством во время движения автомобиля. Следовательно, генератор является основным источником электрического тока.

    К элементам управления относятся коробки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача — обеспечить слаженную работу электрооборудования. В современных автомобилях используются блоки управления.

    Блок управления используется для:

  • потребительский контроль;
  • контроль напряжения;
  • контроль нагрузки;
  • управление системой комфорта;
  • Потребители энергии: основные, долгосрочные, краткосрочные.

    Базовый:

    — система подачи топлива;

    — система впрыска;

    — система зажигания;

    — система управления двигателем;

    — Автоматическая коробка передач;

    — электроусилитель руля;

    Более:

    — система охлаждения;

    — система освещения;

    — система активной безопасности;

    — система пассивной безопасности;

    — Отопительная система;

    — кондиционирование воздуха;

    — противоугонная система;

    — аудио система;

    — навигационная система.

    В ближайщем будущем:

    — системы комфорта;

    — система запуска;

    — свечи накаливания;

    — звуковой сигнал;

    — Легче.

    Диагностика автомобилей | АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ

    Электрооборудование автомобиля: базовое, диагностика, схема и установка

    Если все потребители энергии в автомобиле будут питаться только от аккумулятора, из-за большого потребления тока, то его разрядка происходит довольно быстро. Чтобы аккумулятор оставался заряженным, он заряжается генератором, приводимым, как правило, с помощью ременной передачи, от коленчатого вала двигателя с помощью шкивов.

    Генератор в автомобилях устанавливается на переменный ток. Если вы собираетесь установить дополнительное электрооборудование, убедитесь, что мощность генератора (ватт) достаточна для его питания. Основными элементами генератора являются статор, ротор, выпрямитель, коллекторные щетки, подшипники, шкив и электронный регулятор напряжения.

    Только генератор вырабатывает трехфазный переменный ток напряжения, неприемлемый для использования в бортовых сетях автомобиля, а также для зарядки аккумуляторной батареи.

    Для этого в генераторе устанавливаются диодные выпрямители для каждой фазы (три обмотки в генераторе), которые преобразуют трехфазный переменный ток в импульсный постоянный ток.

    Затем напряжение корректируется встроенным электронным регулятором.

    Важный

    Когда ротор генератора вращается, электрический ток, проходящий через обмотку возбуждения, создает магнитные потоки вокруг полюсов ротора.

    Когда ротор перемещается, под каждым зубцом статора проходит север, затем южный полюс ротора: создается магнитный поток, который, проходя через зубцы статора, колеблется по амплитуде и напряжению. Создаваемый таким образом переменный магнитный поток передает электродвижущую силу обмотке статора.

    Форма клина полюсных наконечников ротора была выбрана таким образом, чтобы получить криволинейную форму, близкую к синусоидальной по электродвижущей силе.

    Поскольку напряжение, создаваемое генератором, зависит от скорости вращения, для двигателей с разной частотой вращения коленчатого вала используются шкивы разного диаметра. Но это не решает полностью проблему перенапряжения на высоких оборотах. Для этого есть регулятор напряжения.

    При высоких скоростях вращения ротора генератора, когда напряжение генератора превышает 13,6-14,6 В, регулятор напряжения блокирует ток через обмотку возбуждения ротора. Напряжение генератора уменьшается, регулятор отпускается при уменьшении скорости, и ток снова проходит через обмотку возбуждения.

    Чем выше скорость вращения ротора генератора, тем больше регулятор находится в заблокированном состоянии, следовательно, тем больше падает напряжение на выходе генератора и, как следствие, нагрузка на обмотки статора.

    Процесс разблокировки и блокировки регулятора происходит с высокой частотой, а колебания напряжения на выходе генератора практически незаметны и могут считаться постоянными, удерживаясь в диапазоне 13,6-14,6 В.

    Генератор вырабатывает напряжение около 14 В постоянного тока, а 12 В достаточно для электрооборудования автомобиля, поэтому разница в напряжении используется для подзарядки аккумулятора. Передаточное число шкивов генератора и коленчатого вала выбрано таким, чтобы аккумулятор нужно было заряжать даже при холостых оборотах коленчатого вала.

    Совет

    При диагностике генератора и при эксплуатации автомобиля в целом нужно соблюдать простые правила, чтобы генератор не вышел из строя:

    — не допускайте отсоединения зажима аккумулятора от генератора. Без аккумулятора в электрической системе автомобиля возникают опасные скачки напряжения при отключении любого электрического оборудования. Этот скачок может повредить электронное оборудование автомобиля, в том числе выпрямительные диоды или регулятор напряжения генератора;

    — невозможно проверить работу генератора «на искру», даже кратковременно соединив «плюс» вывода генератора с «массой». Поскольку через диоды начинает течь значительный ток, они выходят из строя. Проверить напряжение на выходе генератора можно только вольтметром;

    — отрицательная клемма АКБ всегда должна быть подключена к «массе» автомобиля, а положительная клемма — к клемме генератора. При изменении полярности батареи сразу пропускается большой ток через диоды генератора, и они выходят из строя;

    — недопустимо проверять целостность диодов напряжением выше 12 В или мегаомметром, так как мегомметр имеет для них слишком высокое напряжение (более 1000 В) — при проверке произойдет пробой (короткое замыкание) . При проверке изоляции проводки мегаомметром обязательно отсоединить все провода, подключенные к генератору;

    — также необходимо отключать все провода, подключенные к генератору и аккумулятору при сварке частей кузова;

    — проверки цепей и узлов электрооборудования, а также поиск неисправностей проводить при выключенном двигателе и отключенной аккумуляторной батарее. Возможные неисправности системы зарядки указаны в таблице. 1

    Стол

    Неисправности топливной системы, их возможные причины и методы устранения.

    Устройство автомобилей

    Электрооборудование автомобиля: базовое, диагностика, схема и установка

    Как правило, в автомобилях используется однопроводная электрическая цепь с общей массой (корпусом) автомобиля одного из проводов силовой цепи.

    Обычно «заземляющий» участок электрической цепи подключается к отрицательной клемме аккумулятора, а металлические элементы корпуса, двигателя и агрегатов используются как своего рода провод.

    По понятным причинам каждый потребитель электроэнергии, включенный в электрическую цепь автомобиля, должен каким-то образом соприкасаться с «массой», то есть с упомянутыми выше металлическими элементами конструкции.

    Положительная клемма аккумулятора подключается к потребителям с помощью специальных электрических проводов, устройств защиты и коммутации, образующих положительный участок цепи.

    Следует отметить, что у некоторых электропотребителей автомобиля используются двухпроводные схемы подключения. К таким потребителям относятся, например, звуковые сигналы, габаритные огни и некоторые другие.

    Общая схема электрооборудования объединяет источники и потребители электроэнергии, устройства защиты и коммутации электрических цепей в единый комплекс.

    Такая схема состоит из отдельных функциональных систем: источников питания, устройств зажигания, внешних осветительных приборов, сигнализаций и т.д.

    При подключении потребителей к бортовой сети автомобиля необходимо соблюдать определенные правила:

  • К аккумулятору генератора или линейному аккумулятору подключаются мощные кратковременные потребители (стартер, прикуриватель), а также устройства, работа которых необходима в аварийных и аварийных ситуациях (зуммер, сигнализация, фонарь моторного отсека, патрон переносной лампы и т.д.) -амперметр. Эти участки электрической схемы отличаются использованием проводки с большим сечением проводов, а также постоянным подключением к источникам питания даже при выключенном зажигании.
  • Коммунальные сети, которые включаются при включении зажигания и работающем двигателе, подключаются к цепи питания через клеммы замка зажигания. К ним относятся дворники, обогреватель салона, приборы, поворотники, задний фонарь, фары и некоторые другие потребители. Подключение к электрической цепи через замок зажигания исключает работу этих потребителей, если водитель выключит зажигание и покинет машину, забыв выключить коммутационные аппараты, управляющие этими потребителями. Что касается фар и фонарей заднего хода, эти устройства, согласно требованиям правил дорожного движения, не должны работать, когда автомобиль припаркован, поскольку фары или фонари сигнализируют участникам дорожного движения о том, что автомобиль находится в движении. Габаритные огни должны быть включены, когда автомобиль припаркован. Однако некоторые компании игнорируют некоторые положения этих требований (например, на некоторых автомобилях фары могут оставаться включенными даже при выключенном зажигании).
  • Все внешние осветительные приборы (кроме фар) подключаются через выключатель внешнего освещения, который подключается к источникам питания через независимую ветку. Выключатель аварийной сигнализации также имеет собственную цепь питания.
  • Все электрические цепи, за исключением цепей зажигания и запуска двигателя, защищены от коротких замыканий и перегрузок.

    Защита от коротких замыканий в цепях зажигания и пуска двигателя не устанавливается, чтобы не снизить его надежность и снизить потери энергии. Следует отметить, что современные электронные системы зажигания имеют защиту от перегрузки.

    Введение предохранителей в цепь зарядки аккумулятора не является обязательным, но многие зарубежные компании их устанавливают.

    Примечание

    можно защитить несколько электрических цепей предохранителем, но такая групповая защита не допускается для сменных устройств и аварийных цепей.

    ***

    Техническое обслуживание бортовой сети автомобиля

    Нарушение электропроводки на автомобиле чревато серьезными последствиями, вплоть до возникновения пожара. Поэтому при использовании автомобиля необходимо соблюдать ряд правил, в том числе пожарную безопасность.

    Не допускайте контакта воды, смазки, топлива или электролита с отдельной проводкой, разъемами и проводами.

    необходимо периодически очищать изоляцию от грязи, проверять проводку на предмет повреждений изоляции и изолировать поврежденные участки или заменять поврежденный провод.

    необходимо следить за тем, чтобы провода не соприкасались с нагретыми частями двигателя, проверять герметичность резьбовых соединений, не допускать коррозии в пробке и других соединениях.

    Повторное отключение штекерных соединений может вызвать в них падение напряжения. Все кабельные соединения должны быть закрыты защитными резиновыми или пластиковыми крышками.

    При выходе из строя потребителя, прежде всего, следует убедиться в отсутствии нарушения его линии подачи. Для этого измерить напряжение на потребителе с помощью вольтметра.

    Если напряжение в норме, причину неисправности нужно искать в самом пользователе; при отсутствии или недостаточном значении напряжения необходимо определить положение обрыва цепи или падение напряжения с помощью шунтирующего метода.

    Для этого конец дополнительного провода подключают к клемме потребителя, а второй конец подключают последовательно к клеммам разъемов цепи питания, двигаясь в сторону источника тока.

    Включение потребителя решает нарушение контакта или обрыв цепи провода, отклонившегося от дополнительного провода. Также необходимо проверить связь потребителя с «массой». Предел прочности можно определить с помощью контрольной лампы, вольтметра или путем измерения сопротивления тестером.

    Ошибки электромонтажа чаще всего возникают из-за плохого контакта в штекерных соединениях, поэтому рекомендуется периодически их проверять.

    Там, где кабели скреплены скобами, на острых металлических краях, где клеммы открыты, а защитные крышки повреждены, кабели могут быть замкнуты на землю. Местоположение короткого замыкания можно определить, измерив сопротивление тестером.

    Реле или контакторы можно проверить, подключив к их контактам контрольную лампу и подав напряжение на обмотку.

    Важный

    Отключение лампы от реле при нормально замкнутых контактах свидетельствует о ее исправном состоянии. При тестировании реле с нормально разомкнутыми контактами лампочка должна загореться.

    Загорание контактов реле или контакторов можно устранить, очистив их мелкой наждачной бумагой и промыв бензином или спиртом.

    Если предохранитель перегорел или биметаллический предохранитель отключился, необходимо определить и устранить причину и только после этого сбросить цепь, заменив один предохранитель или зажигая несколько предохранителей.

    ***

    В современных автомобилях иногда устанавливается система «Стоп-Старт», выполняющая функции автоматического управления остановкой и запуском двигателя.

    Большинство производителей автомобилей в настоящее время работают над разработкой и улучшением таких систем, поскольку они могут значительно повысить топливную экономичность автомобиля, особенно при движении в городских условиях.

    Эта система начинает работать автоматически, если первоначальный запуск двигателя производился системой пуска с электрическим запуском и двигатель прогрет до температуры охлаждающей жидкости 65… 100 ˚С.

    Система Stop & Start (рис. 1) отключает зажигание и прекращает подачу топлива, останавливая двигатель, если автомобиль движется со скоростью ниже 5 км / ч с рычагом переключения передач в нейтральном положении и выключенным сцеплением. Чтобы продолжить движение, водитель должен нажать педаль акселератора при автоматическом запуске двигателя.

    Цепь стартера и зажигания активируется системой Stop-Start, если двигатель выключен и с момента остановки прошло не менее 0,6 секунды, педаль сцепления нажата, а также при скорости автомобиля менее 10 км / ч.

    Работу данной системы обеспечивают датчики, контролирующие работу двигателя: датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчик скорости автомобиля, датчик положения дроссельной заслонки (ДПС), а также специальные датчики — положения педали сцепления и положение рычага переключения передач.

    Главный недостаток системы Стоп-Старт — увеличение количества пусков стартера и увеличение расхода электроэнергии от аккумулятора.

    ***

    Символы электрооборудования

    Главная страница

    Специальности

    Учебные дисциплины

    Олимпиады и тесты

    Диагностика электрооборудования автомобиля

    Электрооборудование автомобиля: базовое, диагностика, схема и установка

    Диагностика электрооборудования автомобиля

    Система зажигания без трамблера

    Общая информация

    Модели UB Oyuweeu оснащены системой зажигания без распределителя зажигания. Время зажигания автоматически контролируется блоком обработки данных двигателя PCM.

    В этой системе прерывание тока в первичной цепи катушки (предусмотренное для 1 катушки на цилиндр) обеспечивается электронным модулем, встроенным в катушку зажигания, под действием сигналов, поступающих от блока обработки.

    Блок процессора двигателя принимает управляющие импульсы от датчиков положения цилиндра ВМТ, датчика абсолютного давления во впускном коллекторе (датчик MAP} и датчика детонации. 

    Регулировка системы зажигания без трамблера не предусмотрена.

    Совет

    Катушки зажигания на модели Ub Oyuzweu Распределитель зажигания (Oyuzzeu 4-цилиндровый)

    1. Выступы на штоке распределителя
    2. Канавка муфты со стороны распределительного вала
    3. Звенеть
    4. Болт
    5. Разъемы

    Диагностика электрооборудования автомобиля

    Система зажигания без трамблера

    Общая информация

    Модели UB Oyuweeu оснащены системой зажигания без распределителя зажигания. Время зажигания автоматически контролируется блоком обработки данных двигателя PCM.

    В этой системе прерывание тока в первичной цепи катушки (предусмотренное для 1 катушки на цилиндр) обеспечивается электронным модулем, встроенным в катушку зажигания, под действием сигналов, поступающих от блока обработки.

    Блок процессора двигателя принимает управляющие импульсы от датчиков положения цилиндра ВМТ, датчика абсолютного давления во впускном коллекторе (датчик MAP} и датчика детонации.

    Регулировка системы зажигания без трамблера не предусмотрена.

    Катушки зажигания на модели Уб Оюзвеу
    Распределитель зажигания (Oyuzzeu 4 цилиндра)

    1. Выступы на штоке распределителя
    2. Канавка муфты со стороны распределительного вала
    3. Звенеть
    4. Болт
    5. Разъемы

    Медицинский осмотр

    При выходе из строя системы зажигания проверьте состояние датчиков, проводки и катушки зажигания. Если все устройства зажигания и детали в хорошем состоянии, неисправность связана с неисправностью блока процессора двигателя.

    Если ошибка зажигания вызвана отказом наиболее важных устройств или устройств зажигания, загорится диагностический индикатор на приборной панели (процессорный блок отдает приоритет неисправным компонентам)

    В этом случае следует учитывать

    Распределитель зажигания (СП-У)

    1. Выступы на штоке распределителя
    2. Канавка муфты со стороны распределительного вала
    3. Звенеть
    4. Закрепите диагностические коды в автосервисе и определите неисправный привод.

    Комплектная катушка зажигания

    Медицинский осмотр

  • Снимите крышку катушки зажигания.
  • Пометьте и отсоедините разъемы от всех катушек B.
  • Включите зажигание и проверьте напряжение на черном / желтом проводе каждого разъема. При отсутствии напряжения проверить и отремонтировать цепь между катушкой и предохранителем N11, расположенным с левой стороны монтажного блока под панелью приборов.
  • Выключаем зажигание I, проверяем цепь между черным проводом и массой. Если цепи нет, отремонтируйте цепь между катушкой и землей.
  • Если имеется контур заземления, отсоедините 31-контактный разъем от процессора и проверьте контур заземления на следующих контактах разъема.
  • Диагностика электрооборудования Контакт 3 синий провод выход желто-зеленый провод 12 выход красный / черный провод 13 выход желтый провод 14 выход красный провод 23 белый / синий провод

    -11 разъемов расположены в верхнем ряду разъема (если смотреть со стороны, подлежащей подключению, ключ разъема должен быть направлен вверх, считая справа налево), контакты 2-22 — во втором ряду, контакты 23- 3 — в третьем ряду гнезда разъема на пины 11 и 24 пустые.

    Если есть контур заземления, устраните замыкание на землю на соответствующем проводе.

    1. Включите панель и проверьте напряжение на черном / желтом проводе (контакт 3) каждого разъема.
      Сторона разъема с проводами
    2. Выключите зажигание и проверьте цепь между черным проводом (клемма 2) и массой. Сторона разъема с проводами
    3. Поверните ключ зажигания в положение 5bap и измерьте напряжение на контакте 1 разъема каждой из катушек
      Сторона разъема с проводами

    Порядок работы двигателя 2,2 л. 1-3-4-2. Направление вращения клапана — по часовой стрелке

    Порядок работы двигателя 2,3 л. 1-3-4-2. Направление вращения клапана — по часовой стрелке

    Если цепь заземления отсутствует, подключите разъем, поверните ключ зажигания в положение 5sap: и измерьте напряжение на следующих контактах разъемов каждой из катушек:

    синий, желтый / зеленый, черный / красный, желтый, красный и белый / синий. Если напряжение
    0. 5.V, затем замените катушку. Если нет напряжения, то восстановите цепь между процессорным блоком и катушкой.

    Снятие и установка

    1. Снимите крышку катушки зажигания.
    2. Пометьте и отсоедините разъемы от всех 6 катушек.
    3. Откручиваем болты и снимаем катушку.
    4. Установка производится упорядоченно.

    Электронный модуль зажигания

    Модуль зажигания встроен в катушку и меняется вместе с катушкой.

    Порядок работы двигателя

    Чтобы не прерывать работу двигателя, распределитель зажигания необходимо установить следующим образом, чтобы выступы на штоке распределителя вошли в пазы на распределительном валу и подключили провода в указанном порядке.

    Система зарядки аккумулятора

    Общая информация

    Система зарядки рассматриваемых автомобилей состоит из генератора, встроенного в генератор регулятора напряжения, аккумулятора, цепи управления зарядом, соединительных кабелей, блока предохранителей со встроенным модулем измерения нагрузки (E1L). Отрицательный полюс батареи соединен с землей. Меры предосторожности:

  • Не отсоединяйте провода от генератора при работающем двигателе.
  • Не допускайте короткого замыкания клемм генератора или регулятора.
  • Перед ремонтом какой-либо части автомобиля электросваркой отключите провода от генератора и аккумулятора.
  • Перед заменой любого потребителя отключите аккумулятор от земли.
  • Блок процессора двигателя PCM может быть отключен от бортовой сети только при выключенном двигателе и выключенном зажигании.
  • Советы специалистов, как самому быстро и правильно сделать диагностику автомобиля

    Электрооборудование автомобиля: базовое, диагностика, схема и установка

    Если автомобиль начинает работать с перебоями, снижается мощность, увеличивается расход горюче-смазочных материалов и так далее, необходимо найти причину неисправности и устранить ее.

    Современный автомобиль состоит из большого количества узлов и систем, поэтому найти причину неисправности без специальных знаний практически невозможно.

    На помощь приходит компьютерная диагностика, доступная любому автомобилисту с необходимым оборудованием.

    Прежде чем проводить диагностику автомобиля своими руками, следует понять, что это такое и какие цели преследуются.

    Во время проверки считываются коды ошибок, возникших в различных узлах и системах автомобиля.

    Благодаря самому современному диагностическому оборудованию можно обнаружить даже небольшие неисправности в работе двигателя, в частности, инжекторного двигателя, где задействовано много электроники.

    Примечание

    Цель самодиагностики автомобиля — выявить неисправности и настроить ЭБУ для улучшения работы различных механизмов и систем автомобиля.

    Используя специальное диагностическое оборудование и программное обеспечение, автолюбитель приобретает следующие навыки:

  • отрегулировать подачу топлива, т.е изменить лямбда-характеристики;
  • при наличии плагинов можно создать интерфейс для автомобильной электроники;
  • с помощью настроек автоматизировать диагностику электросистемы автомобиля, если есть отклонения в работе узлов и механизмов.
  • Необходимость диагностики авто своими руками возникает в следующих случаях:

    1. Если сигнальные лампы датчиков на панели приборов указывают на возможные неисправности в системах.
    2. Если вы подозреваете, что узлы и агрегаты не работают должным образом. Выполняется проверка, чтобы убедиться, что они действительно неисправны.
    3. При покупке подержанного автомобиля желательно проверить работу инжектора, трансмиссии, шасси и других систем.
    4. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта и сохранить машину в исправном техническом состоянии, проводится профилактическая диагностика. Специалисты рекомендуют делать это не реже одного раза в год.

    Есть ряд признаков, по которым можно сделать вывод о том, что конкретная система или агрегат машины должна контролироваться:

    1. Самодиагностика форсунки проводится при повышенном расходе топлива, нестабильной работе двигателя, при затрудненном запуске требуется длительный прогрев. Силовой агрегат следует проверить, если его реакция на дроссельную заслонку снизилась, во время работы слышны посторонние звуки, слишком высокие или слишком низкие обороты холостого хода. В этом случае необходимо проверить электрическую часть, систему зажигания, кроме того, измерить компрессию в цилиндрах.
    2. Необходимость проверки подвески возникает при неравномерном износе резины, появлении гула или стука при поворотах, других посторонних звуках или их появлении при движении по неровной дороге. Кроме того, диагностику подвески следует проводить, если при повороте выявляется одна из осей, преждевременное срабатывание системы АБС, повышенный ход свободного хода.
    3. Трансмиссию следует проверить, если одна из передач не включается, появляется пробуксовка, рывки и вибрации при переключении передач. Тест трансмиссии следует проводить при повышенном расходе топлива, утечках жидкости из АКПП.

    С помощью специального оборудования считываются коды ошибок, блок управления обрабатывает информацию о работе регуляторов и датчиков, анализируя работу всей системы или агрегата.

    Способы проведения самостоятельной проверки

    Есть несколько способов проверить машину самостоятельно. В целом их можно разделить на компьютерную и механическую диагностику.

    Так как автомобили наполнены всевозможной электроникой, то время от времени требуется автоэлектрическая диагностика авто.

    По необходимости тестирования современные модели машин оснащаются диагностическим разъемом. Обычно он находится возле рулевой колонки.

    На сегодняшний день существует большое количество устройств для тестирования. Выбор конкретного устройства зависит от модели автомобиля и возможностей заказчика.

    Компьютерная диагностика:

  • считывает коды ошибок из памяти CU;
  • расшифровать коды;
  • квалифицирует коды на действующие и установленные;
  • позволяет получить параметры управления двигателем;
  • осуществляет оперативный контроль за установками;
  • стирать ошибки, стирая их из памяти;
  • позволяет прошивать (перепрограммировать) устройства.
  • Самый простой способ диагностировать транспортное средство — с помощью специального сканера, который необходимо подбирать в соответствии с моделью автомобиля. Правда, есть универсальные приборы, с помощью которых можно провести самодиагностику своими руками. Эти устройства позволяют напрямую подключаться к панели управления и читать необходимую информацию.

    С помощью сканера можно получить показания счетчиков, датчиков, проанализировать работу автомобильных систем и компонентов. Чтобы эффективно использовать автосканер для диагностики, необходима электрическая схема, которую можно найти в инструкции к конкретной машине (видео Андрея Тоскина).

    Что вам нужно, если сканер отсутствует?

    Вы должны иметь:

    1. Устройство для просмотра и обработки полученных данных: ноутбук, нетбук, планшет, компьютер. Использование домашнего ПК для диагностики сложнее из-за отсутствия мобильности. Вместо компьютера можно использовать телефон.
    2. Для подключения к диагностическому разъему понадобится автомобильный диагностический адаптер. Вы можете приобрести адаптер, предназначенный для использования на конкретном автомобиле, или использовать универсальное устройство. Примером такого устройства является адаптер K-Line, который подходит для многих автомобилей как импортного, так и отечественного производства. Адаптер может подключаться к компьютеру (телефону) по Bluetooth или Wi-Fi. Для подключения также можно использовать специальный кабель для самодиагностики своими руками.
    3. Специальное программное обеспечение. Существуют программы для диагностики как определенных марок автомобилей, так и универсалов. Рекомендуется использовать программу для конкретной марки автомобиля, так как изначально она настроена для работы с конкретным бортовым компьютером.

    Чтобы диагностировать автомобиль по телефону, вам необходимо установить на него специальное приложение. Популярным приложением для смартфонов является программа Torque Pro, работающая на платформе Android. С его помощью можно в режиме онлайн получить информацию об эксплуатации автомобиля, провести его комплексную диагностику.

    Для устаревших моделей, работающих на Windows Mobile с поддержкой Java, рекомендуется установить программу Check-Engine. Эта программа выводит параметры двигателя онлайн, считывает, расшифровывает и удаляет коды ошибок из блока управления, формирует SMS-сообщения с кодами ошибок (автор видео — Сделано в Гараже).

    Современные приборы позволяют самостоятельно диагностировать автомобили с помощью адаптера, но не забывают, как выполнять механическую проверку, которая применялась на автомобилях с карбюраторным двигателем.

    Он состоял из следующих операций:

  • визуальный осмотр двигателя и рабочих систем;
  • проверка фильтров;
  • проверка состояния приводных ремней;
  • измерение компрессии, давления масла, топлива, уровня рабочей жидкости;
  • проверка состояния свечей зажигания.
  • Для проверки нужно подготовить свечной ключ, манометр сжатия. При первичном осмотре необходимо внимательно осмотреть мотор и все линии, обеспечивающие его работу.

    О качестве топливной системы можно судить по выхлопным газам. При проверке работы двигателя необходимо прислушиваться к звукам, когда он работает.

    Если двигатель исправен, посторонних шумов и стуков быть не должно.

    Акустический шум можно использовать для оценки состояния спутников при работающем двигателе. При этом следует учитывать, что валы силового агрегата вращаются с разной скоростью. Распределительный вал вращается вдвое медленнее, чем коленчатый вал.

    Акустическая шумовая диагностика позволяет выявить два типа неисправностей:

  • в цилиндро-поршневой группе;
  • в газораспределительном механизме.
  • Сначала проводится общая проверка состояния двигателя, комплектующих, креплений и т.д. Чтобы качественно слышать все шумы, автомобиль необходимо зонировать. Для прослушивания можно использовать автомобильный стетоскоп или деревянную трубку.

    В первую очередь следует послушать образец. Для этого выключите насос ГУР, генератор или помпу, снимите все ремни. Особое внимание при прослушивании следует обращать на точки натирания.

    Двигатель должен быть слышен в полностью охлажденном или нагретом до рабочей температуры состоянии, на разных оборотах, чтобы он работал в разных режимах. Анализируя характер и место звуков, делают выводы о наличии дефектов. Таким образом, при прослушивании можно выявить некоторые неисправности.

    Как происходит проверка?

    Процедура самодиагностики автомобильного двигателя с помощью компьютера и смартфона одинакова. Единственное отличие состоит в комбинации используемых устройств.

    Ноутбук подключается к диагностическому разъему OBD-II, который находится рядом с рулевой колонкой или в зоне, доступной для водителя. На более старых моделях его можно разместить под капотом. Также он может отличаться от OBD-II, поэтому может потребоваться приобретение специального адаптера.

    Подключение к разъему диагностического оборудования производится с помощью специального переходника и провода для диагностики автомобиля. Вы можете купить готовый сканер под конкретную или универсальную машину.

    Важный

    сделать самодельный переходник можно по схемам, размещенным на разных ресурсах. Выбирая автоматический сканер, нужно обращать внимание на порт подключения.

    Порт USB универсален, так как к нему можно подключить любое устройство.

    После подключения к ноутбуку или другому устройству нужно запустить диагностическую программу. За исключением ELM327, каждое диагностическое устройство имеет программное обеспечение, но принцип работы аналогичен. Интерфейс прост для понимания. Запускается и анализируется сканирование ошибок. Расшифровка кодов обычно отображается вместе со списком ошибок.

    Диагностика по телефону или смартфону отличается способом подключения. Для связи используется Bluetooth или Wi-Fi. Для подключения к тестируемому устройству необходимо активировать канал связи на телефоне.

    После расшифровки ошибок их следует устранить. Пока все проблемы не будут устранены, не стирайте коды ошибок из памяти ПКП. Неисправленные ошибки будут отображаться в последующей диагностике.

    Заключение

    Зная, как провести диагностику автомобиля самостоятельно, вы сможете следить за техническим состоянием автомобиля.

    Заранее определив, какие проблемы возникли в работе агрегатов, можно вовремя отремонтировать механизмы, что продлит жизнь всей машины.

    Современные приборы для диагностики автомобилей своими силами позволяют проверить электрооборудование, системы и узлы, что немаловажно, так как сбои в электронике влияют на эффективность работы транспортного средства.

    Фотогалерея

    1. Компьютерная диагностика 2. Приложение Torque phone Загрузка …

    Видео «Самостоятельная диагностика автомобиля»

    Это видео о том, как самому управлять автомобилем (видео от Але Хандро).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Адвокат Морозова - рассказываю про решения ваших юридических проблем
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: